Если Рихтера уже послушали, вот Дмитрий Андреевич вам рассказывает ) По случаю временного закрытия Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского из-за эпидемии я решил на своей стене провести виртуальную экскурсию по квартире №10 в доме 5/2 по Кузнечному переулку. Большинство квартир Достоевский нанимал угловыми с видом на церковь. Во первых такие квартиры были дешевле (требовали больше дров зимой из-за двух наружных стен), а во вторых, церковь, или хотя бы купол с крестом, связан с запомнившемся ему на всю жизнь видом креста ближайшей церкви на Семеновском плацу, сверкающего в луче солнечного света, пробившегося сквозь тучи, когда ему оставалось "не больше трёх минут жизни". В случае же с последней квартирой, к сожалению, не восстановлен балкон, с которого открывался великолепный вид на Владимирскую церковь. Подойдем к двери квартиры на третьем этаже со звонком-колокольчиком и табличкой "Федор Михайлович Достоевский". Ниже должна быть табличка "Торговля книгами для иногородних". Это жена Анна Григорьевна решила открыть своё дело для поправления финансового положения семьи. Для этого она приказала сделать выгородку в прихожей (по входу слева) для склада книг. Приезжали иногородние курьеры для закупки. Предлагались книги не только мужа, но и других авторов. В прихожей на столике находится одна из редких мемориальных вещей - шляпа Достоевского (под стеклянным колпаком). Прихожая связана с одним любопытным случаем происшедшим в семье. Анна Григорьевна всячески экономила деньги, в основном на себе, за что получила замечание от Федора Михайловича, что ходит в обносках. Решилась сшить себе салоп (пальто), которое провисело в прихожей три дня и исчезло. Анна Григорьевна пошла в полицию заявить о пропаже. Полицмейстер расспросил о краже, а затем предложил посмотреть альбом с фотографиями преступников, с целью не узнает ли она кого-нибудь. "Каково же было моё удивление, когда оказалось, что почти все лица мне знакомы. Они не раз бывали в нашей квартире!" - пишет Анна Григорьевна в своих воспоминаниях. Оказалось, что в округе распространился слух о каком-то странном барине, который всем раздает деньги стоит только попросить. "Они не знают какое известное лицо обеспокоили - заявил полицейский - не волнуйтесь, сударыня, завтра - же салоп будет у Вас дома". Действительно, на следующий день в дверь позвонили две личности у которых на руках обнаружилось четыре штуки "на выбор". "Я сразу узнала свой салоп и забрала его". Справа по дворовой стене из прихожей вход в маленькую комнатку, где стоит круглая железная печь, вмурованная в стену и обогревающая сразу две смежные комнаты квартиры. Это очень важная комната, и я объясню почему. Достоевский писал, как правило, ночью, уходя в кабинет в полночь и появляясь где то пополудни. Там - же в кабинете под утро ложился на диван спать. Он полностью изолировался от семьи, унося в кабинет самовар и запас папирос. Дети, да и жена тоже, с нетерпением ждали его появления. Дети подсовывали под закрытую дверь кабинета записки "Папа дай гостинца", а Анна Григорьевна ждала выяснения объёма своей работы, как стенографистки. Дети получали неизменные сладости, а жена по настроению мужа (обычно Достоевский, умываясь, пел своим глухим голосом арии из французских и итальянских опер) - понимала, что сегодня ночью писалось. Однажды, когда Анна Григорьевна поливала ему из кувшина, Достоевский молчал. "Что случилось Федичка?" спросила она. "Ты знаешь, Анечка, я сегодня ни строчки не написал, какой-то шум мешал мне". Все остальные спали спокойно и ничего не слышали. Анна Григорьевна провела расследование, и оказалось, что в самой дальней комнате служанка вывесила постиранное белье за окно. Был первый морозец и замёрзшее белье на ветру тихо стучало по стеклу. Ямская улица, на углу с которой находился дом была одной из самых шумных улиц с постоялыми дворами и конюшнями. Ночью слышны были ржание лошадей, крики пьяных ямщиков, разудалые песни, но это было привычно, а незнакомый стук вывел писателя из состояния творчества. Из умывальни входим в детскую. Здесь играли и взрослели двое из четырёх детей Достоевских - Люба и Федя. Первенец София умерла в 5 месяцев в Женеве, когда Анна Григорьевна увезла писателя от долгов за границу (долги внезапно умёршего старшего брата Михаила, которые Федор взял на себя), думали на четыре месяца, а оказалось на четыре года. Четвертый ребёнок Алёша умер в Петербурге в три года. Его внезапная смерть (ещё два часа назад он играл в игрушки, а сейчас лежит на столе - записывает отец) потрясла отца. Федор Михайлович едет в Оптину пустынь замаливать свой грех - он считал, что мальчик умер от его же болезни эпилепсии. Дети "поздненькие" болезненные, поэтому покупается дом в Старой Русе, где на курорте они могли поправить своё здоровье. Сам Достоевский последние годы каждое лето уезжал на воды в Германию, откуда слал полные тревог и заботы о детях письма. "Тут ничего не пишется, если бы дома, когда за стенкой слышны дети, другое дело..." "У Любы сложный характер, с ней надо бы поаккуратней" - писал отец. Действительно судьба её оказалась сложной, она пыталась писать, но книги её никто не покупал. Исповедуя модную тогда поговорку "В потомках гениев природа отдыхает" она искала в себе болезни. Не могла найти себе достойного жениха, разве что сын Толстого Лев, но он не заинтересовался ею. Родившись в Дрездене, она внезапно уезжает в Европу. Пишет тенденциозные воспоминания об отце, и умирает в маленьком городке Больцано (Италия). "Через семь дней после нашего долгожданного возвращения из-за границы в Петербург у нас родился мальчик" - записывает Анна Григорьевна. Назвали в честь отца Фёдором. "Мальчик живой - похож на меня в детстве" считает отец. Однако через десять лет сетует: "Когда же он выучится грамоте, я в его возрасте уже кое-что читал, а он всё играет на заднем дворе в рюхи". Едва окончив гимназию Федор уезжает к своему дяде Андрею в Симферополь, где проводит большую часть своей жизни. Завидуя детям брата Андрея, Федор Михайлович, переживает, что не сможет в виду возраста и болезней принять участие в становлении своих детей. На смертном одре он просит позвать детей и прочитать им из Евангелия притчу о блудном сыне. Так и случилось - едва оперившись птенцы вылетели из родного гнезда. Став вдовой, Анна Григорьевна, жалеет, что дети не принимают никакого участия в популяризации своего отца. Предвидел он и интерес своего сына. В одном из писем Анна Григорьевна пишет, что Федик бежит за каждой лошадью проходящей мимо, не откликаясь на зов матери. В ответ отец предлагает купить Феде жеребёнка - пусть займется серьёзным делом. Хотя первый опыт печален, жеребёнок умирает от забот владельца, коннозаводство становится профессией Федора Федоровича на всю жизнь. В Симферополе у своего дяди он заводит конюшню и семью. Он также пишет рассказы, но в отличии от сестры всё сжигает. Мать, теряя здоровье, издаёт собрания сочинений Достоевского, деля прибыль на три части - для детей и меньшую для себя. Дети же ни в чем не нуждаясь живут своими интересами. Революция национализирует творчество Достоевского и Федор Федорович, уже в Москве, впадает в нищету. Умирает от брюшного тифа, его хоронят на Ваганьковском кладбище на деньги Исторического музея, где Анна Григорьевна открыла первый музей Достоевского. В 70-х годах его могила пропала. Из детской перейдём в комнату Анны Григорьевны Достоевской (урожд. Сниткиной). Анна Григорьевна происходила, как и Федор Михайлович из древнего (по матери) рода. Её дальние предки по фамилии Мильтоп переселились из Англии в Швецию. Там, занимая важные государственные посты, прибавили к своей фамилии почетную приставку и стали Мильтопеусами, обосновавшимися в г. Або (Турку). При присоединении Финляндии к России, её дядя стал служить в русской армии, и выписал родственников в Петербург, а его сестра вышла замуж за почетного гражданина Петербурга Сниткина. Таким образом Анна Григорьевна наполовину шведка. Она любила повторять "Мы скандинавы - практичные люди". Анна вошла в жизнь Достоевского 20-летней девушкой, уже имеющей образование Высших женских курсов и профессию стенографистки. Это был тяжелейший момент жизни Достоевского, когда он вынужден был писать два романа сразу "Один от сердца (Пеступление и наказание), а другой из-за денег (Игрок)". Причём был заключён кабальный договор с "проприетером" Стелловским, который ссудил ему денег, но при условии написания романа определённым объемом и к определённому сроку, иначе Достоевский терял авторские права на пять лет. Анна Григорьевна включилась в работу, стенографируя надиктованный текст, и "Игрок", первоначально "Рулеттенбург", был написан в срок. За 26 дней ежедневного общения возникла взаимная симпатия: "...а стенографка моя прехорошенькая девушка" и через год состоялось венчание. Мечта сделаться спутницей его жизни, разделять его труды, облегчить его жизнь, дать ему счастье - овладела моим воображением..." - писала Анна в своём дневнике.Четырнадцать лет вместе с ним и тридцать семь после него "каждую минуту ему принадлежа..." Только благодаря усилиям Анны Григорьевны последние годы Достоевский мог спокойно писать. Сложность его характера, припадки эпилепсии, раздор с родными и финансовые трудности стойко преодолевала она за что получила почетное звание "Санчо Панса". "Если бы человечество должно было оправдаться перед Богом ему достаточно только представить "Дон Кихота" Сервантеса" - писал Достоевский. "Я не представляю себе жизнь без моей милой Анечки". Четыре года в квартире на Кузнечном он определил как счастливейшие годы своей жизни. Исчезла страсть к рулетке "Даже тогда когда приходил брат Андрей с семьей и мы садились играть в дурака по копеечке, Федор Михайлович брал стул и сидел в углу не прикасаясь к картам". Наконец её стараниями Достоевский смог получить достойную плату за роман "Братья Карамазовы". "Дневник писателя" рассылался ею по всей стране. Практически все долги были отданы, появилась мысль вернуться в Москву и "сесть на землю" (купить имение), чтобы дети были обеспечены. "Многие писатели чувствовали бы себя лучше если бы у них были жены, как у Достоевского" Л.Н. Толстой. Софья Андреевна Толстая не раз обращалась в письмах к Анне Григорьевне, прося совета "как вести себя с гением". "Мне всю жизнь представлялось загадкою, то обстоятельство что мой добрый муж не только любил и уважал меня, как любят и уважают жён другие мужья, но почти преклонялся предо мною как будто я была каким-то особенным существом специально для него созданным, и это не только в первое время брака, но и во всё остальное время до самой его смерти." А.Г. Достоевская "Милый ангел мой, Аня: становлюсь на колени пред тобой, молюсь тебе и цалую твои ноги. Влюблённый в тебя муж твой! Друг ты мой, целые 10 лет я в тебя влюблён и всё crescendo и хоть и ссорился с тобой иногда, а всё люблю до смерти. Теперь всё думаю как тебя увижу и обниму..." из письма Ф.М. Достоевского. Своё, к сожалению недописанное, ставшее последним, сочинение "Братья Карамазовы" Достоевский посвятил жене. В своей комнате она три раза переписывала всё написанное писателем, сначала убирала из текста всё зачёркнутое и вставляла написанное над строкой или на полях, затем сводила текст для редактирования и, наконец, готовила текст для типографии. Будучи вдовой собственноручно издала семь полных собраний сочинений Достоевского. "Ты знаешь, Лиля - пишет она дочери - я работаю с лупой, глаза совсем ослабли... Да и кто-же кроме меня может сказать к какому месту какого романа эта строка принадлежит". В Москве в 1892 г. в одной из башенок Исторического музея ей дали три комнаты для организации музея памяти Ф.М. Достоевского. "Пишу тебе из Голландии (Любе) тут улицы швабрами моют...уже два раза издавали папу. Набрала чемодан книг для своего музея". На настырные вопросы журналистов, что она ещё молода и могла бы второй раз выйти замуж, она отшучивалась: "После Достоевского, разве что за Толстого, но он уже занят". Из комнаты Анны Григорьевны войдём в столовую или гостиную. Да, гости здесь бывали, и немало. Однако друзьями семьи было всего с десяток человек, помимо родни с обеих сторон. Надо сказать, кроме Анны Григорьевны Достоевскому повезло и с её роднёй. Так тёща Мария Сниткина спасла роман "Бесы", положив рукопись в свой багаж при возврашении семьи в Россию, когда Достоевского предупредили, что на границе его могут конфисковать (формально писатель оставался почти до самой смерти под полицейским надзором, как бывший преступник), она же, как единственная бабушка, привлекалась к присмотру за малыми детьми. "Бабушка всё время вяжет многочисленной родне - пишет в письме к сестре Фёдор Фёдорович - наверное и умрёт со спицами в руках". Шурин Иван (брат жены) купил на свои деньги дом в Старой Руссе, когда появилась необходимость поправить здоровье детей Достоевских. Со стороны же писателя родственники, исключая семью младшего брата Андрея, привыкли пользоваться добротой и альтруизмом Фёдора Михайловича, требуя денег на содержание. " Всем им надо денег - пишет жене Достоевский - а ведь у них уже взрослые дети...". Есть версия, что к смертельному исходу привела Достоевского встреча с сестрой, приехавшей из Москвы, чтобы в очередной раз уговорить его отказаться от своей части открывшегося наследства. Можно отметить трёх постоянных посетителей гостиной и (особая честь) кабинета Достоевского. Прежде всего это поэт Аполлон Николаевич Майков и философ, публицист Николай Николаевич Страхов. Оба они прошли друзьями через всю жизнь писателя, оба пережили его и выступили с речью на его похоронах. Достоевский тяжело сходился с людьми, да и с ним не всякий был способен вести дружбу. Тургенев и Некрасов, вместе с ним вошедшие в русскую литературу, впоследствии стали его антагонистами, оказались во враждебном лагере. "Итак, я со всеми рассорился. Дядюшка, вероятно, считает меня неблагодарным извергом, а зять с сестрою - чудовищем. Меня это очень мучает... но Бог видит, что у меня такая овечья доброта, что я, кажется, ни сбоку ни спереди не похож на изверга и на чудовище неблагодарности." - пишет молодой писатель брату Михаилу. Надо отдать должное, что Достоевский мучился этим разрывом и в конце жизни помирился с Тургеневым, а Некрасова, уже как друга, проводил в последний путь. В последние семь лет Достоевский обрёл в друзьях и начинающего философа Владимира Сергеевича Соловьёва. Получив визитную карточку Достоевского (небывалый случай - Достоевский сам желает подружиться с ним) Соловьев пишет матери: "Еще никогда я не был так счастлив - на карточке стоит имя человека, которого я признаю гениальным, перед которым я благоговею, о знакомстве, о дружбе которого я несколько лет мечтал, как о недосягаемом счастье". Этот последний друг сыграл большую роль в написании Достоевским "Братьев Карамазовых" и черты натуры которого проявились в братьях Иване и Алёше.

Теги других блогов: детям читаем читаем детям